Статьи - Другие статьи - В память о Мише Банных (13-й кл.)

 

Автор: Роман ФОМИШЕНКО, "Красная звезда" от 28 июля 2001 г.

 

 

"Волга" для командира "Карелии"

 

При первом знакомстве с капитаном 1 ранга Михаилом Банных я невольно подивился: тридцать пять лет, а уже командир подводного ракетоносца. Этот факт только усилил мое желание узнать человека поближе. Случилось это во время учения, на котором подводники стреляли "баллистикой" по камчатскому полигону, и я, еще не зная толком биографии Михаила Владимировича, смог наблюдать его в деле.

На центральном посту даже в минуты, когда шла подготовка к стрельбе, ни одного окрика. Прием докладов, подтверждений, короткий приказ - и снова анализ поступающей информации. Лицо строгое, и только когда последняя ракета мягко вышла из шахты, оно снова ожило. "Отлично, мужики..."

...Спустя всего пару недель капитана 1 ранга Банных увидел в деле сам Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами - Президент России. А имя командира РПКСН "Карелия" навсегда вошло в историю отечественного флота и еще долгое время не сходило с информационных лент мировых агентств...

Моя вторая встреча с Михаилом Владимировичем произошла спустя год. Мы сидели в конференц-зале с мебелью и телевидеоаппаратурой, которую глава государства подарил экипажу "Карелии", а тот в свою очередь передал в штаб соединения. Командир "стратега" был также сдержан в разговоре, но все же старался как можно подробнее отвечать на вопросы. Диалог быстро наладился, и я с интересом слушал историю его жизни.

Оказалось, поступая в Нахимовское училище, а затем в Училище подводного плавания им. Ленинского комсомола, он совсем не мечтал стать командиром. Не привлекала тогда его эта стезя. А вот возиться с картами, транспортирами и параллельными линейками будущему золотому медалисту и младшему штурману РПКСН "Рязань" было по душе.

Спустя месяц после окончания училища ушел на свою первую боевую службу. "Морячил" два года и зарекомендовал себя настолько здорово, что помощник флагманского штурмана соединения, ныне главный штурман Северного флота капитан 1 ранга Александр Викторович Шеметов "двинул" штурманенка на должность командира штурманской боевой части новой подлодки. Как правило, на такую должность назначают не ниже, чем капитанов 3 ранга, ну, в крайнем случае, капитан-лейтенантов. А тут - старлей...

Михаил уехал переучиваться в учебный центр и быть бы ему наверняка достойным продолжателем дела российских штурманов, да свела судьба с Андреем Николаевичем Булгаковым - его новым командиром, сегодня начальником цикла тактики в Обнинском учебном центре. Квалифицированный организатор, прекрасный морской тактик своим примером и взглядом на флотскую службу он сумел повлиять на мировоззрение Банных.

- Андрей Николаевич сыграл определяющую роль в том, что я пошел по командирской линии, - вспоминает капитан 1 ранга Банных. - Сумел переубедить меня, зажег новой перспективой...

На самую верхнюю ступеньку командирской лестницы капитан 1 ранга Михаил Банных взошел весной 2000 года. Этот кульминационный момент в карьере молодого командира "Карелии", образно говоря, наблюдали первые лица государства и военного ведомства. По итогам года тот морской выход на флоте признали самым значимым мероприятием всего учебного периода, а действия экипажа "Карелии" важнейшими для оценки состояния общей боеготовности подводных сил страны. Самого же Михаила Владимировича назвали на флоте лучшим командиром корабля и вручили от спонсоров ключи от новенькой "Волги".

В те дни Михаил Банных мог бы честно сказать себе: "Свое главное командирское дело я сделал". Опуститься в кресло и беззаботно прослужить с родным, вышколенным экипажем еще лет с пяток. Глядишь - еще одну "Волгу" завоевал бы... Но Банных удивил многих: спустя несколько месяцев после памятного выхода с Верховным Главнокомандующим на борту он ушел с "Карелии", на определенное время отошедшей от выполнения боевых задач. Ушел на новую лодку, ремонт которой с большими потугами шел на стапелях судоремонтного завода. И начал все с самого начала.

- Из всех боевых служб мне особенно запомнились две - самая первая и первая в должности вахтенного офицера. А вот в качестве командира пока не получилось... Но я очень об этом мечтаю. Ведь все мы служим для того, чтобы плавать, выполнять боевые задачи. Для этого мы стали подводниками. Ради этого я и ушел на "Верхотурье", отказался от отпусков, академии... - объясняет свое решение Михаил Владимирович.

На "Верхотурье" ему действительно пришлось начинать с самого нуля. Он полушутливо-полусерьезно так и сказал своему экипажу на первом собрании: "Всем все прощаю. Работаем с чистого листа". Опытный командир понимал, что прежде всего людей надо по-настоящему заинтересовать. Особых материальных благ предложить не мог. Поэтому начал сплачивать коллектив вокруг главной общей мечты - как можно больше плавать. У него нашлось немало единомышленников. И если в самом начале Банных мог, не колеблясь, положиться только на 18 своих прежних подчиненных, которые пришли вместе с ним с "Карелии", то со временем число помощников заметно выросло. С другой стороны, проявились и те, кто просто "лежал" на должностях. С такими пришлось расстаться, а на их места пришли молодые, перспективные ребята.

- Добреньким дядей быть не в моем характере, - говорит Банных. - Да и время сегодня требует конкретных дел, а не туманных рассуждений на тему об общечеловеческих ценностях... Воля и выдержка у него, как я понял, будь здоров. Как-то на одном из выходов на его лодке "забухтовались" буксируемые антенны. Несколько сот метров тросов основательно сплелись в гигантскую "бороду". Лодка давала циркуляцию в ночном море, а связисты 14 часов распутывали стальную паутину. Все это время на верхней палубе, на корме лодки, то и дело заливаемой студеными волнами, находился Михаил Банных. Как помощник командира, он отвечал за безопасность работ и ни на минуту не оставил подчиненных...

Но пусть не сложится у читателя мнение, что Михаил Владимирович - любитель "закручивания гаек".

- Я приветствую спокойные, товарищеские отношения в коллективе, - говорит капитан 1 ранга Банных. - Подводная служба сама отсеивает людей, которые не могут поддерживать с окружающими ровные отношения.

По словам Михаила Владимировича, такие "ровные, спокойные и товарищеские" отношения сложились в новом коллективе не сразу. Лишь через год он ощутил ту привычную, как на "Карелии", атмосферу единого экипажа. В том числе (удивительное дело) на гарнизонном конкурсе строевой песни, когда они заняли 2-е место.

Сотня мужиков, орущих на плацу крайне оптимистические песни, - зрелище своеобразное, хотя и привычное военным очам. Но редко кто сдержит легкую улыбку, заслышав басистое "Выходила на берег Катюша..." Вспоминая училище, пионерские лагеря, я тоже улыбаюсь, в очередной раз пытаясь найти ответ на вопрос: "Как могут влиять вокальные данные экипажа на его боеготовность?".

Могут, оказывается. И еще как. На "Карелии" лет пять кряду, вплоть до самого перевода, Михаил Владимирович, подменяя командира, выводил экипаж на все смотры, и обязательно "карелы" брали 1-е место. Ух, как этим гордился экипаж, и дух его от этого чувства безмерно крепчал.

У нового экипажа своей песни не было. И это сильно удручало командира. Он даже конкурс объявил на лодке с премиальным фондом в 1.000 рублей. Мол, кто лучшую песню придумает - тому приз. Сочиняли многие. Но все не то. Махнул командир рукой. Бразды правления старпому передал и на трое суток углубился в сборники стихов. И нашел-таки подходящие строки. Кое-что вместе с экипажем переделали, с музыкой шефы помогли - целую филармонию подрядили.

Премьера состоялась в этом марте, в День моряка-подводника. Подчиненные капитана 1 ранга Банных хорошо заявили себя, уступив только признанным фаворитам - морякам "Карелии". Но уже через два месяца на День Победы взяли первое место.

- Я тогда в командировке был. Но мои ребята спели лучше всех, - вспоминает Михаил Владимирович. - Думаю, это хороший показатель того, что коллектив стал единым.

Сегодня экипаж "Верхотурья", можно сказать, вплотную подошел к осуществлению своей мечты. Да, возникают периодически проблемы, и наверняка непредсказуемое время задаст еще не одну вводную. Но эта команда обязательно покажет себя в серьезной морской работе. Как говорит сам Михаил Владимирович, он сделает все возможное, чтобы его экипаж не стал очередной командой "кладовщиков", хранящей до востребования знания, опыт и мастерство.

(polkovnik: наш однокашник, питон 13-го класса, командир 18-й дивизии тяжелых атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения капитан первого ранга Михаил Владимирович Банных трагически погиб в ДТП по дороге в аэропорт на автотрассе Мурманск – Гаджиево 02.11.2007. Авария произошла из-за очень плохих метеоусловий. Служебный автомобиль «Волга», в котором находился Михаил Банных, выехал на полосу встречного движения, где и произошло столкновениес грузовым УРАЛом. Михаил погиб на месте и похоронен на родине, на военно-морском участке Сирафимовского кладбища г.Санкт-Петербург. Он был одним из самых молодых командиров дивизий атомных подводных лодок страны. У него остались жена и дети. Приказом министра обороны РФ Сысертской кадетской морской школе Свердловской области в 2008 году было присвоено имя капитана I ранга Михаила Банных.

В Заполярье Михаил Банных оказался сразу после училища подводного плавания — и до конца дней не расставался с Северным флотом. После командования АПЛ «Верхотурье» он поступил в Военно-морскую академию и после ее окончания вновь вернулся в Заполярье и взял на себя ответственность за всю дивизию АПЛ.

Корректный, спокойный, открытый - таким его запомнили подчиненные. Говорят, как истинный командир, умел быть и жестким, но никогда не "закручивал гайки" - его и так слушались. Уважали. Любили. Его любили подчиненные, уважали коллеги. Михаил Банных заражал всех своей искренней любовью к морю, к походам, к службе. Обладал настоящей офицерской честью, прямотой и решительностью. Умел принять единственно верное решение, сделать все, что от него зависело… Его жизнь оборвалась случайно. Говорят, судьба забирает лучших. Он был как раз таким).

 

регистрация на сайте...
логин
пароль
вход

создано в
 Idea Studio